ПОЛЁТ НА ПАРАПЛАНЕ
Прокатиться в качестве пассажира – это реально!
Почувствуй свободу полета! Поднимись над суетой!
тел. 8 929 271 0001
e-mail: alexscreen@mail.ru
Что такое «ПАРАПЛАН»?
Из всех типов сверхлегких летательных аппаратов параплан - один из самых легких (его вес до 15 кг), компактных и доступных. Форма крыла сохраняется за счет давления воздуха между слоями ткани, а также за счет натяжения строп. Несмотря на всю простоту конструкции, дальность полета современных парапланов исчисляется сотнями километров. Высота полета ограничена только кислородным голоданием пилота, а так как полетная скорость как без моторной установки, так и с ней составляет от 30 до 50 км/час, то этот летательный аппарат можно назвать одним из самых комфортных и удобным для прогулочных полетов.
Слово ПАРАПЛАН - образуется от слияния двух слов ПАРАШЮТ и ПЛАНИРОВАТЬ или ПАРАШЮТ ПЛАНИРУЮЩИЙ.
Немного истории.
В 1964 году Стив Снайдер изобрел парашют-крыло. Это была революция в парашютостроении.
В середине 70-х годов французы в Альпах, предприняли попытку слететь с горы, используя парашют-крыло. При этом старт осуществлялся с лыж....
Так появилась дисциплина - Para-ski.
Следуя этой дисциплине, парашют стал модифицироваться для полетов с гор. Стало больше удлинение, увеличилась площадь (для меньшей скорости снижения), увеличилось количество секций, стали тоньше стропы.
И тогда появилось название ПАРАПЛАН. Но тот параплан был еще очень похож на парашют-крыло и отличить один от другого, могли только специалисты. Пока в конце 80-х не стали появляться парапланы эллипсовидной формы. При этом было значительно увеличено удлинение крыла, что очень положительно отразилось на аэродинамическом качестве параплана. Увеличение размаха крыла потребовало от конструкторов существенно изменить стропную систему. Об этом пункте я хотел бы поговорить отдельно.
Существенное отличие стропной системы парашюта от параплана заключается в том, что стропная система парашюта рассчитывается исходя из динамического рывка при раскрытии парашюта, а на параплане нагрузка на стропную систему статическая. Поэтому нет надобности использовать материалы, смягчающие рывок, а если стропы не растягиваются, то можно точнее посчитать профиль крыла.
Малое количество секций у параплана при большом размахе привело бы к большой кривизне поверхности крыла, что отрицательно сказалось бы на аэродинамическом качестве. Но большое количество секций - это большее количество строп, что влияет на лобовое сопротивление парапланерной системы. Поэтому стали появляться парапланы с разветвленной стропной системой по ярусам.
Развитие технологий позволило использовать на параплане сверхлегкие и прочные материалы. Например: парапланерная стропа толщиной 1,5 миллиметра выдерживает нагрузку около 120 - 150 кг и растягивается на 0,01%. Впечатляет, не правда ли? Возникает вопрос: А почему не сделать тоньше, зачем такой бешеный запас прочности? Все очень просто. Во-первых, очень быстро перетрется, а во-вторых, под ультрафиолетом стропа (со временем) теряет свою прочность и в том и в другом случае это грозит обрывом стропы. А ткань... Ткань имеет вес 42-43 грамма на метр. (Для сравнения, бумага, используемая для принтеров, имеет плотность около 80 грамм на метр.)
В конце 80-х годов в России появились первые парапланы. По техническим параметрам такие парапланы очень сильно уступали зарубежным парапланам, где это направление уже развивалось около 10 лет. Резкий прогресс в (тогда еще) советском парапланеризме произошел, когда наши энтузиасты-парапланеристы привезли первый параплан импортного производства в Россию. Наши конструкторы, проанализировав это крыло, создали свое, которое по техническим параметрам на порядок превосходило все летающие у нас парапланы. Именно с этого момента началось активное развитие парапланеризма в России.
Иногда приходится слышать, что некоторые люди называют параплан парашютом. Это совсем не правильно. Принципиальное отличие параплана от парашюта - в его назначении.
Что такое «мотопараплан»?
Мотопарапланом называется пара – параплан плюс ранцевая двигательная установка с воздушным винтом. По сути, двигательная установка компенсирует отсутствие восходящих потоков и позволяет меньше зависеть от погодных условий. Взлет происходит с любой удобной площадки. Парапланерист разбегается и с помощью двигательной установки, продолжая разгон, взлетает.
Что такое «паралёт»?
Паралёт – это тоже пара, только параплан уже в паре с силовой установкой (она называется трайк). В этом случае пилот расположен более комфортно на сиденье трайка и не бегает ногами, т.к. трайк либо катится на колесах, либо на лыжах. Конструкции трайка бывают различными (у каждой конструкции свои особенности). Трайки бывают одно- и двухместные. При взлете пилоту не нужно уделять столько внимания наличию неровностей под колесами – это положительный момент. Но трайк для своей транспортировки потребует автомобильный прицеп.
В литературе иногда паралёт ошибочно называют мотопарапланом, т.к. данное название напоминает пару мотор+параплан. Просим не путать.